Катастрофа Ил-14 на Байкале
{{Авиакатастрофа
|Название = Рейс 498 Аэрофлота
|Изображение = CCCP-93921.png
|Название изображения = [[Ил-14]] компании [[Аэрофлот]]
|Дата = [[14 июня]] [[1981 год в авиации|1981 года]]
|Время = 16:22 (11:22 [[Московское время|МСК]])
|Характер = [[Столкновение с землёй в управляемом полёте|Столкновение с горой]]
|Причина = Ошибка экипажа и диспетчера
|Место = {{флаг|СССР}} п-ов [[Святой Нос (полуостров, Бурятия)|Святой Нос]] о. [[Байкал]], [[Бурятская Автономная Советская Социалистическая Республика|Бурятская АССР]] ([[Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика|РСФСР]], [[Союз Советских Социалистических Республик|СССР]])
|Координаты = {{coord|53|37|N|108|44|E|type:event|display=title,inline}}
|Погибшие =
|Раненые =
|Изображение воздушного судна =
|Название изображения воздушного судна =
|Модель = [[Ил-14|Ил-14М]]
|Имя самолёта =
|Авиакомпания = {{флаг|Бурятская АССР}} [[Аэрофлот]] (Восточно-Сибирское УГА, Улан-Удэнский ОАО)
|Пункт вылета = {{флаг|Бурятская АССР}} [[Северомуйск (аэропорт)|Северомуйск]]
|Остановки в пути = <s> {{флаг|Бурятская АССР}} [[Нижнеангарск (аэропорт)|Нижнеангарск]]</s> <small>(отменён)</small><br />{{флаг|Бурятская АССР}} [[Усть-Баргузин (аэропорт)|Усть-Баргузин]]
|Пункт назначения = {{флаг|Бурятская АССР}} [[Байкал (аэропорт)|Улан-Удэ]]
|Рейс = 498
|Бортовой номер = СССР-41838
|Дата выпуска = [[19 января]] [[1957 год в авиации|1957 года]]
|Пассажиры = 44
|Экипаж = 4
|Погибшие1 = 48 <small>(все)</small>
|Раненые1 =
|Выжило =
|nocat = 1
}}
В воскресенье [[14 июня]] [[1981 год в авиации|1981 года]] в результате столкновения с горой на полуострове [[Святой Нос (полуостров, Бурятия)|Святой Нос]] озера [[Байкал]] потерпел катастрофу [[Ил-14|Ил-14М]], в результате чего погибли 48 человек.
== Самолёт ==
Данный Ил-14М (заводской номер — 147001141, серийный — 11-41) был выпущен заводом [[ММЗ «Знамя Труда»]] [[19 января]] [[1957 год в авиации|1957 года]] и изначально [[28 января]] был передан [[Югославия|югославской]] авиакомпании [[JAT Airways]], где получил бортовой номер YU-ADF. С [[1963 год в авиации|1963 года]] он уже эксплуатировался в [[Военно-воздушные силы и войска ПВО Сербии|ВВС Югославии]] сперва под номером 7403, а с [[1970 год в авиации|1970]] — 71303. [[17 сентября]] [[1970 год в авиации|1970 года]] самолёт оказался опять в Советском Союзе, где начал эксплуатироваться в Улан-Удэнском авиаотряде Восточно-Сибирского управления гражданской авиации, при этом получив бортовой номер СССР-41838 (по некоторым сведениям, ранее этот номер принадлежал другому Ил-14П, выпущенного в [[1957 год в авиации|1957 году]] и списанному в [[1959 год в авиации|1959]], после аварии<ref>{{cite web|url=http://russianplanes.net/reginfo/40737|title=Ильюшин Ил-14П Бортовой №: CCCP-41838|publisher=Russianplanes.net|accessdate=2013-04-29|archiveurl=http://www.webcitation.org/6GJHWBgBN|archivedate=2013-05-02}}</ref>). В [[1976 год в авиации|1976]] борт 41838 кратковременно эксплуатировался в Тбилисском авиаотряде (Грузинское УГА). Всего на момент катастрофы авиалайнер имел в общей сложности 16 185 часов налёта и 18 427 посадок<ref>{{cite web|url=http://russianplanes.net/reginfo/40557|title=Ильюшин Ил-14М Бортовой №: CCCP-41838|publisher=Russianplanes.net|accessdate=2013-04-29|archiveurl=http://www.webcitation.org/6GJHWp2wq|archivedate=2013-05-02}}</ref>.
== Катастрофа ==
Самолёт выполнял рейс 6515 по маршруту [[Северомуйск]]—[[Нижнеангарск]]—[[Усть-Баргузин]]—[[Улан-Удэ]]. Его пилотировал экипаж из 138 лётного отряда, состоящий из [[Командир воздушного судна|командира (КВС)]] {{comment|А. Т. Мордовского|Алексей Тимофеевич Мордовский}}, [[второй пилот|второго пилота]] {{comment|А. Л. Кырмыгенова|Александр Лобсонович Кырмыгенов}} и [[бортмеханик]]а {{comment|А. В. Жарникова|Александр Васильевич Жарников}}. В салоне работала [[стюард]]есса {{comment|Н. Р. Воробьёва|Нина Романовна Кришталова}}. Всего на борту находились 44 пассажира: 31 взрослый и 13 детей. В 14:41 (09:41 [[Московское время|МСК]]) Ил-14 вылетел из Северомуйска<ref name="airdisaster.ru">{{cite web|url=http://www.airdisaster.ru/database.php?id=45|title=Катастрофа Ил-14 ВС УГА на полуострове Святой Нос (восток оз.Байкал)|publisher=airdisaster.ru|accessdate=2013-04-29|archiveurl=http://www.webcitation.org/6GJHXOwBQ|archivedate=2013-05-02}}</ref>.
Из-за сложных метеоусловий Нижнеангарский аэропорт был закрыт, в связи с чем рейс 498 продолжил полёт к следующей промежуточной остановке — [[Усть-Баргузин (аэропорт)|Усть-Баргузина]], находясь при этом на [[эшелон (авиация)|эшелоне]] 3600 метров. Над Усть-Баргузином в это время на небе имелись кучево-дождевые облака с нижней границей 1000 метров, ветер был умеренный северо-западный, а видимость составляла 10 километров. Таким образом обстановка по маршруту и аэродрому соответствовала уровню подготовки КВС. В 15:30 экипаж диспетчеру о пролёте [[Ангаракан]]а, а в 15:41 вышел на связь с диспетчером {{comment|ВРДП|Вспомогательный районный диспетчерский пункт}} [[Байкал (аэропорт)|Улан-Удэ]]. Здесь стоит отметить, что из-за большого удаления самолёта от Улан-Удэ, улан-удэнский диспетчер не контролировал полёт по [[обзорный локатор|обзорному локатор]]у и [[радиопеленгатор]]у. В свою очередь, экипаж при ведении авиалайнера не использовал имеющийся комплекс радиотехнических средств, соответствующий техническим требованиям (за исключением радиопеленгатора в аэропорту Усть-Баргузин)<ref name="airdisaster.ru" />.
На участке от Ангаракана до Усть-Баргузина на эшелоне полёта 3600 метров ожидался западно-юго-западный ветер (азимут 270°) со скоростью 50 км/ч. Но фактический ветер был юго-юго-западным (азимут 200—220°) со скоростью 25—30 км/ч. Чтобы уточнить своё местоположение, в 16:02 связался с диспетчером башни аэропорта Усть-Баргузин, при этом не дойдя до рубежа приёма-передачи 75—80 километров, а также не сообщив об этом диспетчеру в Улан-Удэ, таким образом нарушив правила ведения радиообмена. Также, связавшись с диспетчером в Усть-Баргузине, экипаж не стал сообщать своё местоположение, а диспетчер в свою очередь, не уточнив местоположение самолёта, сообщил условия посадки и предупредил, что радиопеленгатор аэропорта работает неустойчиво. Над Усть-Баргузином к тому времени облачность повысилась (8/10) и опустилась до высоты 800 метров, шёл дождь, дул южный умеренный ветер, а видимость составляла 5 километров. Такая погода соответствовала минимуму аэропорта при [[Правила полётов по приборам|правилах полётов по приборам]]. В 16:16 экипаж, после получения разрешения от диспетчера и после получения обратного пеленга 150°, начал снижаться с высоты 3600 метров до 2700. В 16:18 с самолёта доложили о занятии высоты 2700 метров и переходе на визуальный полёт, а также запросили разрешение на визуальный заход на посадку. В ответ диспетчер дал разрешение выйти на [[траверз]] [[ОПРС]] со снижением до высоты 1400 метров по давлению аэродрома, а далее снижаться до 400 метров к третьему развороту. В 15:21 экипаж подтвердил получение информации.<ref name="airdisaster.ru" />.
Находясь над [[Байкал]]ом, пилоты не видели земли и не знали своего точного местоположения, но тем не менее они продолжали снижаться. Фактически же Ил-14 находился аж в 21 километре правее линии заданного пути. Когда пилоты увидели впереди береговую линию, то решили, что это берег материка, хотя на самом деле это был берег полуострова [[Святой Нос (полуостров, Бурятия)|Святой Нос]]. Влетев в облако, в 16:22 в 21 километре от аэропорта находящийся на высоте 1250 метров (785 метров над уровнем аэродрома) и выполняющий левый разворот самолёт с левым креном 10° и под углом к горизонту 2—3 ° врезался в покрытый лесом склон (крутизна около 40°) горы высотой 1877 метров, полностью разрушился и сгорел. Все 48 человек на его борту погибли<ref name="airdisaster.ru" />.
== Причины ==
По данным расследования, диспетчер аэропорта Усть-Баргузин не смог своевременно предупредить отклонение самолёта от заданного маршрута из-за неустойчивых показаний радиопеленгатора (модель АРП-6). Однако работа приводных радиостанций позволяла экипажу, используя показания АРК-5 в сочетании с показаниями [[гирополукомпас]]а, выйти на [[ОПРС]] Усть-Баргузин, не уклоняясь за пределы трассы. Так как радиокомпасы АРК-5 были полностью разрушены, то точно установить их работоспособность было невозможно. Но учитывая, что от экипажа не поступало претензий по отказам оборудования, был сделан вывод об исправной работе радиокомпасов<ref name="airdisaster.ru" />.
В своих выводах комиссия указала, что катастрофа произошла по вине экипажа и диспетчера. Первому в вину ставили пассивное ведение самолёта, а также начало преждевременного снижения, не имея данных о своём местоположении. Диспетчер был обвинён в пассивном управлении полётами без учёта фактической погодной обстановки<ref name="airdisaster.ru" />.
== Примечания ==
{{примечания}}
{{Авиационные происшествия 1981 года}}
{{DEFAULTSORT:Байкал}}
[[Категория:События 14 июня]]
[[Категория:Июнь 1981 года]]
[[Категория:Байкал|Авиакатастрофа]]
[[Категория:Баргузинский район|Авиакатастрофа]]
[[Категория:Авиационные происшествия с Ил-14]]
[[Категория:Авиационные происшествия в Бурятии]]
[[Категория:Авиационные происшествия в РСФСР 1981 года]]
[[Категория:Авиационные происшествия Восточно-Сибирского УГА]]
[[Категория:Авиационные происшествия вследствие нарушений в управлении воздушным движением]]
[[Категория:Авиационные происшествия вследствие столкновения с землёй в управляемом полёте]]
18.09.2013 17:58:13
|